Все статьи

  • Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка
  • Физическое воспитания детей
  • Оригами для детей и взрослых
  • Развитие пространственного воображения методом интеграции декоративно-прикладного искусства и оригами
  • Зачем родителям играть?
  • В ожидании первого звонка
  • Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада
  • Учите детей властвовать собой
  • Ваш ребенок. 2-3 года
  • Ваш ребенок. 3-4 года
  • Ваш ребенок. 4-5 лет
  • Ваш ребенок. 5-7 лет
  • Дети и мобильный телефон: инструкция по применению
  • Дети и карманные деньги
  • Учить ли ребенка верховой езде?
  • Что делать, если ваш ребенок не говорит?
  • От автора
  • Как формируется речь
  • Почему у ребенка речь формируется с задержкой?
  • Как помочь ребенку заговорить?
  • Пересказывая историю, дети не всегда понимают ее смысл!
  • Где лучше учиться
  • Как выбрать зарубежную школу?
  • Что читать детям?
  • Что выбрать, государственный, частный детский сад или няню?
  • Кто придумал детский сад?
  • Реклама


    Кто придумал детский сад?

    Роберт ОуэнВпервые детское учреждение типа детского сада было организовано в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) фабрикантом Робертом Оуэном – так называемая «школа для малышей», куда принимались дети рабочих его фабрики.

    Роберт Оуэн — английский социолог, мыслитель и педагог, один из первых социальных реформаторов XIX века, создал ряд воспитательно-образовательных детских учреждений: школу маленьких детей — от года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для игр; начальную школу для детей от 6 до 10 лет; вечернюю школу для подростков, работающих на производстве.

    Особо заботился Оуэн о школе для маленьких детей. Здесь дети учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию детей в духе коллективизма. Детям подробно разъясняли правила коллективного общения, указывали, что они не должны обижать своих товарищей, а уважать их и оказывать им помощь, когда это необходимо. В этой школе не проводилось систематическое обучение письму и чтению, грамоте детей учили в процессе бесед о природе, об окружающих предметах и явлениях. Много внимания уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям.

    При этом Оуэн справедливо полагал, что не следует давать детям учебных книг, которые пронизаны религиозной идеологией. Для воспитания маленьких детей Оуэном были приглашены молодые рабочий и работница с фабрики, хотя и не подготовленные педагогически, но внимательно и ласково обращавшиеся с детьми. В начальной школе учащиеся изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю. Иначе говоря, курс начальной школы был неизмеримо шире, чем во всех других английских начальных школах.

    Роберт ОуэнКроме того, Оуэн совершенно исключил из школы обычное для того времени религиозно-догматическое обучение. Он стремился дать детям доступные для их возраста знания, развить их мышление. Все обучение строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы были покрыты рисунками, изображавшими животных и растения; на занятиях использовались различные наглядные пособия.

    Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобретали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простейшими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего возраста дети могли посещать вечернюю школу, если днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей.

    С начала 1816 года Роберт Оуэн создал в Нью-Лэнарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения.

    Таким образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу - но всё это он делал только для детей рабочих своего завода.

    Интересный факт: его фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому её успеху и благосостоянию её рабочих. Посетил эту фабрику и великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I.

    Удивленный успехом Оуэна, и в то же время слыша со всех сторон о бедствиях рабочего населения Англии, которое тогда все объясняли "чрезмерным его размножением", он предложил Оуэну взять с собой два миллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию, но Оуэн категорически отказался и остался жить в Англии.

    Фридрих ФрёбельСистему воспитания детей дошкольного возраста "для всех", а не только для своих рабочих, разработал и создал немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Он же придумал и современное название - "детский сад". Учреждение, следовавшее этому принципу, было открыто в 1837 году в городе Бад-Бланкенбурге. Правда, оно просуществовало недолго, около двух лет, и почему-то было закрыто.

    Как потом пояснял педагог, он выбрал такое название из-за того, что, раз дети считаются цветами жизни, то выращивать их должны садовницы, отсюда и детский сад.. По своим философским взглядам Фрёбель был идеалистом, для которого нравственное воспитание детей было основой для создания будущего общества без зла и насилия.

    Фридрих ФрёбельДетально разработанные, но строго порционные теоретические методики по воспитанию отдельно взятого положительного качества ребенка, хоть и включали в себя как подвижные и развивающие игры, так и обучение некоторым практическим навыкам, были слишком формалистичны. Воплощать же их в жизнь должны были специальные воспитательницы, которых Фребёль любовно называл «садовницами».

    В России

    Система Фрёбеля получила широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России.

    В России первые детские сады были открыты в 60-х гг. XIX века. Они были частными, платными и недоступными для бедных людей. Первое же упоминание о детских садах в России относится к 1859 году (г. Гельсингфорс, ныне - столица Финляндии Хельсинки), а первый детский сад в Москве был открыт только в 1866 году при пансионе девиц Герке.

    Но мало кто знает, что был еще Егор Осипович Гугель - духовный последователь И.Песталоцци, инспектор классов в Гатчинском воспитательном доме, который осуществил свой первый в России опыт «школ для малолетних детей» за 30 лет до появления первого детского сада в России, в те самые годы, когда Фридрих Фребель еще только готовился произнести во всеуслышание слова «Детский сад». Это был еще не детский сад (просто термина такого не существовало), но и не школа, так как в небольшом домике в Гатчинском парке Е. Гугель со своим товаришем П. Гурьевым собрали десять мальчиков 4-6 лет не для обучения, а для придания «правильного направления в развитии детских способностей». Этот двухлетний опыт работы и описания его позже в первом в России «Педагогическом журнале», издаваемом ими же, и можно считать первым этапом прихода детского сада в Россию.

    Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий - в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый - в Петербурге в 1863 г. редактором журнала “Детский сад А. С. Симонович.

    С 1866 по 1870 г. было открыто еще несколько платных детских садов частными лицами в Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Петербурге, Тбилиси. Платные детские сады очень медленно открывались и в последующие годы.

    В 1868-1869 годах в Москве были открыты четыре платных детских сада, принадлежавших Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой и Римской-Корсаковой. В 1893 году в Москве было 7 платных частных детских садов для детей обоего пола (35 девочек и 21 мальчик). Все они находились при учебных заведениях и представляли собой подготовительные школы для детей самого младшего возраста.

    Петербургское заведение А. С. Симонович принимало детей 3-8 лет. В программе «детского сада» были подвижные игры, конструирование и даже курс родиноведения. Но Симонович этого показалось мало, и она начала издавать специальный журнал «Детский сад», посвящённый вопросам дошкольного образования.

    В 1866 г. был открыт в России первый бесплатный детский сад для детей “низших слоев населения. Это было благотворительное учреждение при “Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Здесь были созданы швейная мастерская для пошива детского белья, прачечная, общая кухня, школа для детей, матери которых работали вне дома. Детей старшего дошкольного возраста обучали молитвам, священному писанию, проводились подвижные игры и некоторые ручные работы (рисование, плетение, вырезание, строительные игры и др.). Просуществовав несколько лет, детский сад закрылся из-за отсутствия средств.

    Для подготовки воспитателей были учреждены платные Фрёбелевские годичные, трехгодичные и летние курсы. И все же готовых работать в детских садах было не слишком много, да и их самих к 1914 году насчитывалось по всей России не более 150 общей вместимостью на 4000 детей.

    После Октябрьской революции многие Фрёбелевские курсы были преобразованы в Институты дошкольного воспитания, а сеть детских садов получила резкое развитие при щедром государственном финансировании.

    Уже в 1919 г., была поставлена задача создания «сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т. п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины». В. И. Ленин, назвав эти учреждения «ростками коммунизма», определил их принципиально важную роль в социалистическом обществе.

    Если к концу 1918 г. в 192 уездах Советской республики работало около 400 дошкольных учреждений, то в 1920 г. - уже 4723 с общим охватом 254 527 детей.

    В результате огромной поддержки государства, к 1940-му году была создана система общественного дошкольного воспитания. В стране имелось уже 24,5 тыс. детских садов, которые посещали свыше 1 млн. детей.

    В послевоенное время сеть получила дальнейшее развитие: в 1976 г. в СССР насчитывалось более 117 тыс. постоянных дошкольных учреждений, охватывающих более 12 млн. детей, а к 1990-му - более 15 млн. детей.




    Контакты На главную