Все статьи

  • Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка
  • Физическое воспитания детей
  • Оригами для детей и взрослых
  • Развитие пространственного воображения методом интеграции декоративно-прикладного искусства и оригами
  • Зачем родителям играть?
  • В ожидании первого звонка
  • Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада
  • Учите детей властвовать собой
  • Ваш ребенок. 2-3 года
  • Ваш ребенок. 3-4 года
  • Ваш ребенок. 4-5 лет
  • Ваш ребенок. 5-7 лет
  • Дети и мобильный телефон: инструкция по применению
  • Дети и карманные деньги
  • Учить ли ребенка верховой езде?
  • Что делать, если ваш ребенок не говорит?
  • От автора
  • Как формируется речь
  • Почему у ребенка речь формируется с задержкой?
  • Как помочь ребенку заговорить?
  • Пересказывая историю, дети не всегда понимают ее смысл!
  • Где лучше учиться
  • Как выбрать зарубежную школу?
  • Что читать детям?
  • Что выбрать, государственный, частный детский сад или няню?
  • Кто придумал детский сад?
  • Реклама


    Как выбрать зарубежную школу?

         То время, когда родители отправляли детей в зарубежные школы, не слишком вникая, что их там ждет, лишь бы уберечь от российского криминала, ушло в прошлое. Сейчас школа за границей — не убежище, а ступенька к западному университету, к блестящей карьере. Определены и страны, в которых стоит искать школу для ребенка: это Великобритания и Швейцария.

    ЧАСТЬ 1.
    На пути к Оксбриджу

         Выбор хорошей частной школы в Великобритании — это трудная задача как для самих англичан, так и для российских родителей. Огромный выбор частных школ (а их в стране более 2500) лишь усложняет проблему. Большинство семей ориентируются на рейтинги школ, которые ежегодно широко публикуются (газеты The Times, The Daily Telegraph, The Independent). Методы построения рейтингов в разных изданиях слегка различаются, но все они основаны на результатах, которые продемонстрировали студенты на экзаменах: выпускных A-level или IB (они же являются вступительными в университеты, их сдают в возрасте 18—19 лет) и промежуточных GCSE (эти экзамены, за среднюю школу, сдают в 16 лет).
         Чтобы поступить в высокорейтинговую школу (в Великобритании их называют selective schools — «сливочные» школы), желания в ней учиться и заплатить за это определенную сумму мало. Топ-школы отбирают себе талантливых учеников, во всяком случае хорошо подготовленных детей со способностями выше среднего. Для поступления сюда нужно сдать вступительные тесты, конкурируя с британцами — что совсем не просто. Чаще всего это тесты по английскому, «науке» (блок естественно-научных дисциплин), математике, иногда — иностранному языку (французский, немецкий). Сложности возникают из-за разницы школьной программы в России и Великобритании, особенно существенной в области естественных наук: основы физики, химии, биологии в Соединенном Королевстве проходят с восьми лет: на элементарном уровне и без формул, зато с большой лабораторной практикой, с акцентом на практическом знании предмета и на применении этого знания. Чтобы сдать экзамен по блоку естественных наук для поступления в senior school (принимает детей с 13 лет), нужна и специальная подготовка, и знание специальных терминов. Математику наши дети обычно сдают без труда. Кроме того, некоторые школы предлагают интеллектуальный тест IQ. Этот тест, как правило, не особенно труден для наших школьников.
         Но, конечно, главное требование к поступающим — это хорошее знание английского. Еще более серьезные требования предъявляются к тем, кто поступает в старшие классы британской школы — на предуниверситетский курс A-level или IB.
         Выучить язык, подготовиться к тестам на необходимом уровне, не выезжая из России, почти утопия. Как минимум необходимы летние языковые курсы в Великобритании. Еще надежнее — готовиться к поступлению в топовую senior school в британской начальной школе.
         Впрочем, если время для поступления в начальную школу уже упущено, нет причин предаваться унынию. В Великобритании немало хороших старших школ, готовых — при наличии свободных мест — принять всех, кто готов платить (comprehensive schools). Неплохая comprehensive школа второй и третьей сотни рейтинговой таблицы — это, возможно, лучший вариант для ребенка средних способностей, знающего английский на среднем уровне.
    Между прочим, здравомыслящие британцы вовсе не стремятся отдать своих детей непременно в элитарную школу и скорее предпочтут приличную школу средней руки — ведь их выпускники вполне успешно поступают в университеты, в том числе знаменитые Оксфорд и Кембридж.
         Вступительные тесты в такие школы зачастую можно сдать и не выезжая из России, в образовательном агентстве, парт-нерствующем со школой. Тесты проводятся в интересах будущих питомцев, а не только для того, чтобы отобрать самых умных или самых подготовленных учеников. Школе нужно заранее определить, понадобится ли ребенку предварительный интенсивный курс английского, в каком классе ему следует учиться (вполне возможно, что школьник начнет учиться не со сверстниками, а с детьми на год моложе), какие предметы включить в индивидуальный учебный план и т. п.

    Пансионерские будни
         Традиционно частные школы в Великобритании были однополыми (только для мальчиков или только для девочек) школами-пансионами: дети и учились там, и жили, возвращаясь домой только на каникулы. Дневные школы, как и школы совместного обучения, — дань прогрессу. Но школьники-иностранцы и сейчас, как правило, живут в школах-пансионах (хотя вполне реален вариант, когда образовательное агентство подыскивает принимающую семью, в которой будет жить ребенок).
         Что же представляет собой британская школа-пансион сегодня, в начале третьего тысячелетия?
         Обычный пансион — это несколько домов на территории школьного комплекса, мальчики и девочки живут в разных домах (исключением могут быть школы для самых младших, до 11 лет, детей). Во главе каждого дома — «хозяин» или «хозяйка» (Housemaster или Housemistress), они живут в этом же доме. Младшие обитают по нескольку (бывает, и по многу) человек в одной комнате. Средние (с 11—13 лет) — в дормиториях. Это тоже большая комната, но разделенная легкими перегородками на небольшие «пеналы»: там умещается кровать, стол для занятий, полка для книг и мини-шкаф для одежды и обуви. Вместо двери — занавеска: в часы занятий и сна она задернута, когда с уроками покончено, занавески раздвигаются, можно поболтать. Некоторой обособленности удостаиваются лишь старшие, 16—18 лет, студенты — они живут по одному или подвое. В комнатах для старших могут быть умывальники, но туалеты, ванные, душевые — на этаже.
         Утро начинается с завтрака (поджаренный хлеб, хлопья, молоко, йогурт, джем, чай, кофе). Перед уроками — ассамблея в школьной церкви (мероприятие длится полчаса и сочетает молитву с общим собранием). В полдень — часовой перерыв в занятиях на ланч (салаты, мясные, рыбные, вегетарианские блюда на выбор, фрукты). После уроков кто-то занимается верховой ездой, кто-то плаванием или крикетом (обычно школа предлагает пару десятков видов спорта, нужно выбрать один, а можно и больше), проходят репетиции театрального кружка, репетиции хоров, оркестров, джаз-групп и т. п. Потом — домашние задания, выполняемые под присмотром учителя. Вечером — обед (поплотнее, чем ланч). До отбоя (в 10, для самых старших — в 11 часов вечера) — свободное время.

    Есть выход
         Большинство родителей российских школьников, обучающихся в британских школах, довольны учебной программой. Проблемы обычно возникают в иной сфере.
         Традиционные жалобы ребенка: плохо кормят (на самом деле дети, конечно, не голодают, просто надо привыкнуть к еде и режиму), его не любят английские одноклассники, ему не нравится школьная дисциплина, у него конфликты с учителями, он ничего не понимает на уроках. Проблемы, в общем, закономерны: ребенок оказывается один в чужой стране, в новых условиях, да и языком поначалу владеет недостаточно. К тому же наши дети, как правило, более избалованы, инфантильны и менее самостоятельны, чем британские. Тем не менее через несколько месяцев ситуация обычно приходит в норму.
         Но и для тех, кто не может смириться с ограничениями привычной свободы, строгим распорядком и дисциплиной, есть выход. Это международные колледжи, ориентированные в основном на обучение иностранцев не моложе 14—15 лет по программе британской школы и подготовку в университеты. Обстановка в таких колледжах гораздо более демократичная, чем в школах. Студенты свободно, без специального разрешения, отлучаются с территории колледжа в город — сходить после занятий в кино или погулять, поужинать в кафе, домашние задания можно выполнять в удобное время, занятия спортом необязательны. Все усилия колледжа направлены на то, чтобы подготовить студента к сдаче экзаменов с максимально возможным результатом. Поэтому лекции, семинары, лабораторные работы проходят здесь в маленьких группах. При необходимости со студентом занимаются индивидуально.
         Есть у международных колледжей и еще одно серьезное преимущество — гибкость учебных программ. В обычных школах и на национальные программы GCSE и A-level, и на международную предуниверситетскую программу International Baccalaureate (IB) отводится по два учебных года (6 триместров). В колледжах подготовленные студенты получают возможность пройти программу быстрее — за 5 триместров. Есть здесь и еще более быстрая программа подготовки в университет — Foundation (длительность — 30—32 недели). В международных колледжах языковые и академические требования к поступающим намного мягче, чем в британских школах. Тем, кто знает английский недостаточно, предложат дополнительную языковую программу.

    Возраст перемен
         В каком возрасте правильнее всего отправлять детей в зарубежную школу?
         Одинакового для всех ответа на этот вопрос не существует, все дети, да и все родители — разные. Но все же считается, что в 11—13 лет подростки начинают тяготиться родительской опекой, стремятся к самостоятельности, поэтому легче переживают разлуку. К тому же в этом возрасте школьники уже вполне прилично читают и пишут на русском языке, и можно надеяться, что, уехав надолго в чужую страну, они сохранят родные корни. Как раз в 11 или 13 лет, в разных школах по-разному, британские дети переходят из начальной школы в старшую, этот возраст и считается лучшим для поступления в британскую школу: есть время усовершенствовать английский, приспособиться к новой образовательной среде, подготовиться к экзаменам GCSE, A-level или IB, отличные результаты которых гарантируют место на студенческой скамье престижного университета. В принципе, российские школьники, получившие аттестат зрелости, могут поступать в британскую школу и на двухгодичный предуниверситетский уровень A-level. На практике же это удается лишь каждому десятому, остальных подводит- недостаточно совершенный английский, и они поступают в международные колледжи, где требования не столь строги.
         Бывают ситуации, когда родители считают правильным отправить в зарубежную школу ребенка 7—8 лет. Что ж, в Англии есть школы, принимающие иностранных детей младшего возраста. И все же большинству наших младшеклассников больше подходят швейцарские школы — более комфортные, более «домашние».
         Решая, в какую страну и когда отправить учиться ребенка, родители часто учитывают и еще одно обстоятельство, напрямую не связанное ни с обучением, ни с воспитанием. Иностранцы, на законных основаниях прожившие в Великобритании 10 лет (это касается и студентов школ, колледжей и университетов), получают вид на жительство, еще через год — гражданство. Аналогичный закон действует и в Швейцарии: заявление о натурализации может подать иностранец, проживший здесь не менее 12 лет. Но для граждан от 10 до 20 лет каждый прожитый в Швейцарии год засчиты-вается за два, так что у детей, поступивших в швейцарскую школу, есть шанс уже через 6 лет стать обладателями двух паспортов: российского и швейцарского.

    Национальная гордость страны
         В России швейцарские частные школы, как и швейцарские горные курорты и вообще все швейцарское, ассоциируются с богатством и элитарностью. В общем, это правильно. Цены в самых дорогих швейцарских школах превышают $70 тысяч в год. В Великобритании, соперничающей со Швейцарией за звание «классной комнаты мира», максимальная цена года пребывания в старшей школе обычно ниже, около $60 тысяч.
         Швейцарские частные школы в первую очередь ориентированы на иностранных учащихся: доля местных учеников не превышает нескольких процентов. В этом они существенно отличаются от типичных британских школ, где квота на число иностранных студентов обычно составляет 5—7% и редко превышает 10% (в международных колледжах Великобритании большая часть учеников — иностранцы).
    Как правило, школы в Швейцарии небольшие, так что каждому ребенку уделяется персональное внимание. Особенно это касается начальных школ: они обычно рассчитаны на 50—100 учеников, директор школы лично знает каждого питомца. Здесь не принято напрягать малышей, от них не ждут усидчивости и строгого соблюдения дисциплины: если у ребенка есть к чему-нибудь способности, они со временем наверняка проявятся. В результате ученики младших классов по академической программе несколько отстают от своих сверстников в России. Зато быстрее и эффективнее осваивают иностранные языки, лучше развиты физически, им не грозит ни депрессия, ни сколиоз, ни близорукость. Кстати, школы для детей младшего возраста (от 3 до 13 лет) относительно недороги: к примеру, в Pre Fleuri-Ecole Alpine Internationale год учебы стоит около 35 тысяч швейцарских франков.




    Какую программу выбрать
         В любой швейцарской школе есть одно безусловное преимущество перед другими европейскими школами. Каждому ученику приходится освоить не менее двух иностранных языков. Иначе здесь нельзя. В маленькой Швейцарии четыре государственных языка: ретороманский, немецкий, французский и итальянский. Жители страны в той или иной степени владеют всеми государственными языками, а часто и английским в придачу.
         Интернационализм и космополитизм, мультикультурность и многоязычие Швейцарии повлияли и на местную систему образования. По возможностям выбора и гибкости образовательных программ Швейцария остается на первом месте в мире. Обычно в швейцарской школе есть, во-первых, собственно швейцарская секция, в которой преподавание ведется по федеральной программе Matura, во-вторых, популярная как среди швейцарцев, так и среди иностранцев британская или американо-британская секция и, в-третьих, французская, немецкая или итальянская секция. Сами швейцарцы считают, что сильная сторона швейцарской модели образования — гармоничное развитие личности ребенка. В Швейцарии до сих пор, невзирая на поразившую Европу моду на узкопрофессиональное, прагматичное образование, почитают заветы просветителя Иоганна Песталоцци, утверждавшего, что обучение — «священный процесс, в который должны быть вовлечены голова, душа и руки человека». Поэтому в школах горной страны детей стараются вскармливать качественной пищей — как для ума, так и для тела и души. Здесь широко представлено все, что необходимо для физического совершенствования: спорт, путешествия, экскурсии и горные экспедиции. Но и для духовного развития тоже существует огромный выбор занятий: музыка, изобразительное искусство, лепка, шитье, театр, дизайн, etc. И все эти дисциплины иностранные ученики имеют возможность изучать столь же глубоко, как и общеобразовательные предметы.
         В школах, расположенных в немецкоязычных кантонах, традиционно больше строгости и дисциплины. Это касается внешнего вида студентов (к завтраку необходимо спускаться при полном параде, в галстуке, за столом держать спину прямо), соблюдения субординации во взаимоотношениях с преподавателями и т. п.
         Все это, конечно, имеет значение: некоторым детям жизнь в рамках определенных правил кажется простой и удобной, другие все силы тратят на борьбу с дисциплиной, тут уж не до учебы. Но это крайности. Большинство детей быстро привыкают к школьным требованиям, для таких детей окончательный выбор программы должен определяться тем, в какой стране, согласно планам родителей, ребенок будет в дальнейшем учиться и работать. Хотя все европейские страны, США и Канада и подписали конвенцию о взаимном признании дипломов, все же во французский университет проще поступить с французским дипломом Baccalaureat, в немецкий — с немецким Abitur. Существует и универсальная для всех стран международная программа предуниверситетской подготовки International Baccalaureate (IB), разработанная около 40 лет назад здесь же, в Швейцарии. Программа рассчитана на два выпускных года, ориентирована на школьников 16—19 лет и, кроме специализации, дает общее образование по разным областям знаний. Сейчас школы и классы IB есть в более чем 100 странах мира, в том числе и в России. Диплом IB признается большинством университетов мира, но программа все же не получила ожидаемого ее создателями распространения — она оказалась слишком сложной (в среднем по миру не более 70% выпускников программы успешно сдают экзамены и получают диплом). В Великобритании доля частных школ, предпагающих IB, менее 1%. В Швейцарии этот процент существенно выше.
         Британская или совмещенная англоамериканская секция есть едва ли не в каждой международной частной школе страны, и они пользуются особой популярностью у иностранных родителей. Именно на эти отделения школ поступает большинство детей из России. Больше того, в Швейцарии есть и чисто британские, и чисто американ- ские, и англо-американские школы. Основанные когда-то англичанами и американцами для детей своих сограждан, проживающих в Швейцарии, они сейчас принимают учеников со всего мира, швейцарцев в том числе. Цены в этих школах выше, чем в аналогичных школах в Великобритании, но недостатка в учениках нет. Очевидно, родители полагают, что доплата — за чистый альпийский воздух, мягкий здоровый климат, знание нескольких иностранных языков — вполне справедлива.

    ЧАСТЬ 2.
    На пороге alma mater
         Российское школьное образование короче западного (10—11 лет учебы в нашей школе против 12—14 в странах Европы, США, Канады), отчего российский аттестат зрелости «недотягивает» до статуса документа, дающего право на поступление в университет. Как правило, чтобы поступить на первый курс западного университета, требуется предварительно закончить два курса российского вуза. Путь в европейский вуз через вуз российский — не единственно возможный. Существуют и другие. Самый надежный — это подготовительная предуниверситетская программа (обычно двухгодичная), своеобразный мостик между школой и университетом.

    Великобритания
         Великобритания удерживает одно из первых мест в мире по числу иностранных студентов — и это несмотря на то, что высшее образование в этой стране самое дорогое в Европе. У британских университетов репутация учебных заведений, дающих выпускникам блестящее образование и перспективы получить хорошую работу. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (0ECD) исследовала уровень заработной платы и процент безработицы среди выпускников вузов развитых стран мира. Выяснилось, что самые большие шансы получить высокооплачиваемое место в престижной компании — у студентов британских университетов. Рейтинг Великобритании по этому показателю составил 17%, превысив достижения таких признанных лидеров мирового образования, как США, Франция, Швеция, Голландия и Дания (от 10 до 15%), и оставив далеко позади Италию и Японию (7%).
         Британские университеты не проводят приемных экзаменов. Набором студентов во все высшие учебные заведения страны занимается центральное бюро UCAS (Universities and Colleges Admissions Service). Все абитуриенты заполняют заявку (UCAS-форму). Эта форма включает в себя учебные достижения на момент подачи заявки — то есть или баллы, уже полученные на выпускных экзаменах, если человек закончил двухлетний предуниверситет-ский курс A-level или IB, или отметки, которые заявитель только предполагает получить на выпускных экзаменах; описание устремлений и амбиций заявителя с обоснованием, почему он решил делать карьеру именно в данной области (короткое сочинение, называемое personal statement), и список университетов в алфавитном порядке (не больше 6), в которых абитуриент хотел бы учиться. К заявке прилагается характеристика школы. Пакет документов надо отправить в UCAS не позднее января, а в случае, если в список университетов внесены Оксфорд или Кембридж, то еще раньше — не позднее сентября.
         Университеты, перечисленные в списке, рассматривают заявки и либо предлагают абитуриенту место, либо сразу отказывают ему, либо приглашают на интервью. Место предлагается, как правило, условное: ведь большинство абитуриентов посылают заявки, не успев сдать выпускные экзамены. Условие может быть, например, таким: вы должны получить на экзаменах определенную сумму баллов. Или сдать каждый из профильных предметов на определенный балл — и не хуже. Это общее правило. Исключения из него — Оксфорд и Кембридж, которые проводят и собственные экзамены (подробнее — в интервью, опубликованном в этом же номере). Минимальный возраст для поступления в университет — 18 лет.
         16-летние обладатели российского аттестата зрелости могут выбирать между национальной (A-level) и международной предуниверситетской (IB) программой, а также между традиционной британской школой-пансионом и международным колледжем (подробнее о плюсах и минусах программ и учебных заведений — в майском номере «Домового»). Для тех, кому уже исполнилось 17 лет, международные колледжи предлагают наряду с программами A-level или IB и более короткий вариант — программу Foundation. Это «прицельная» программа, готовящая к поступлению исключительно на данную специальность, в конкретный университет. Именно таким образом подготовку в университет удалось значительно сократить: обычная продолжительность Foundation — всего 30—36 недель. Соответственно, и цена такой подготовки существенно ниже, чем по двухлетним программам А-level или IB. Учебный курс включает интенсивные занятия английским плюс те предметы, которые понадобятся студенту в университете: никакой лишней информацией слушателей не грузят.
         Университетские Foundation по содержанию ничем не отличаются от тех, что предлагают колледжи. На них есть смысл поступать в том случае, когда уже совершенно точно известно, что вы будете поступать именно в этот конкретный вуз. Колледжи же дают некоторую свободу маневра: их программы признают сразу несколько университетов.
         Возможно, что решение о том, что дети-старшеклассники продолжат образование в Великобритании, было принято до того, как ребенок получил аттестат зрелости. И в этом случае есть выбор — поступать в традиционную школу-пансион или международный колледж. В большинстве британских школ 15-летнему иностранцу в этом случае придется учиться 4 года и только потом поступать в университет. Международные же колледжи (а в последнее время и некоторые школы-пансионы) позволяют сократить этот срок до 3 лет — правда, только для тех, кому исполнилось пятнадцать. В этом случае учеников принимают на годичную программу подготовки к двухлетним программам A-level или IB. Выпускники российских вузов, свободно владеющие английским, имеют право напрямую поступать в магистратуру (бакалавры) и докторантуру (магистры) британских университетов. Документы в этом случае надо направлять напрямую в университет.

    Швейцария
         Высшее образование в Альпийской Республике равно доступно как гражданам страны, так и иностранцам. Правда, с некоторыми оговорками. Закрыты для иностранцев медицинские, стоматологические и ветеринарные факультеты. На специальности «Фармакология» и «Физиология» иностранцев принимают, но в ограниченном количестве.
         Зато на все остальные специальности иностранцев принимают без ограничений, и их процент в университетах довольно высок: в среднем — около 18%, а в Женевском университете — до 33%. Общее число поступающих в вузы страны за последние годы заметно увеличилось, однако Numerous Clausus — официального ограничения приема студентов, принятого в большинстве европейских стран, — в Швейцарии не ввели. Проблему перенаселения университеты решают иначе: после первого года обучения проводят специальный экзамен и отсеивают около половины студентов. Абитуриентам из России, чтобы поступить на первый курс университета, надо закончить как минимум два курса российского вуза и сдать специальной приемной комиссии во Фрибурге единый экзамен для иностранцев. Альтернативный вариант для выпускников российской школы — проучиться два года в одной из швейцарских школ, сдать выпускные экзамены и подать документы в университет. В этом случае никаких вступительных экзаменов сдавать не придется.
         Швейцария — многоязычная страна: в одних университетах преподают на немецком, в других — на французском, в третьих — на двух этих языках сразу, есть один италоязычный университет и два англоязычных. Правда, эти два не государственные, а частные, при этом далеко не самые престижные. Кроме них, на английском ведется преподавание в некоторых школах гостиничного менеджмента, а также на некоторых магистерских программах в государственных университетах. Выбирая университет, надо учитывать и язык преподавания, и престиж вуза, и мнение экспертов: швейцарцы считают, что экономике следует учиться в Санкт-Галлене, праву — во Фрибурге, Лозанне или Невшателе, истории — в Нев-шателе, а филологии — в Женеве.
         Математику, точные науки, инженерное дело и архитектуру лучше всего преподают в двух швейцарских политехнических школах, имеющих статус университетов: в EPF Lausanne и ETH Zurich. Обе школы чрезвычайно высоко котируются в мире: по версии авторитетного Times Higher, ETH Zurich вошла в первую десятку лучших университетов мира и в тройку лучших университетов Европы (уступив лишь Оксфорду и Кембриджу), a Ecole Polytechnique Federale de Lausanne (EPF) заняла в рейтинге европейских университетов десятое место. Обе политехнические школы проводят собственный вступительный экзамен. Единый экзамен для иностранцев, поступающих в университеты, ежегодно проходит во Фрибурге в сентябре-октябре. Собственно, сдавать придется не один, а пять экзаменов. Иностранный язык, математика и всемирная история — это обязательные предметы. Еще две дисциплины — по выбору университета (это могут быть география, физика, химия, биология, второй иностранный язык). При необходимости подготовиться к экзамену можно здесь же, во Фрибурге: подготовительные курсы работают с сентября и длятся два семестра. Тем, у кого с академической подготовкой все в порядке, но явно хромает язык, здесь предложат курсы немецкого и французского. Учиться можно с октября по июнь или летом, с июля по сентябрь.
         Единый экзамен для иностранцев ежегодно проходит во Фрибурге в сентябре-октябре. Собственно, сдавать придется не один, а пять экзаменов. Иностранный язык, математика и всемирная история — это обязательные предметы. Еще две дисциплины — по выбору (география, физика, химия, биология, второй иностранный язык). Швейцарская програм- ма предуниверситетской подготовки для иностранцев University Preparatory Courses Studies at Swiss Universities, на которой можно подготовиться к единому экзамену, преподается на базе Фрибург-ского университета. Подготовка интенсивная: 22—36 лекций в неделю, 33 недели. Занятия ведутся на немецком и французском языках с октября по июнь, стоимость программы 4,2—4,5 тыс. швейцарских франков. Чтобы поступить на подготовительную программу, нужно сдать экзамен по немецкому или французскому. Некоторые вузы имеют и собственные подготовительные отделения. Например, в Высшей политехнической школе Лозанны проводится годичный курс по математике и физике.
         Если язык успешно выучен, а единый экзамен сдан, пора готовить пакет документов и отправлять его в выбранный университет.




    НЕКОТОРЫЕ БРИТАНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

    The London School
    of Economics and Political Science (LSE)
    HOUGHTON STREET, LONDON WC2A 2AE, UK HTTP://WWW.LSE.AC.UK
    Количество студентов: 8810 Учебные отделения: учета и финансов, антропологии, экономической истории, экономики, географии и окружающей среды, государственного управления, производственных отношений, информационных систем, международной истории, международных отношений, права, математики, управления, средств массовой информации, психологии, логики и научного метода, социальной политики, трудовых отношений, социологии, статистики, Институт общественной психологии, Институт научного развития, Европейский институт, Тендерный институт, Группа административной экономики и стратегии. Группа информационных систем, Институт методологии, Группа оперативных исследований

    Durham University
    UNIVERSITY OFFICE, OLD ELVET, DURHAM DH1 3HR UK
    HTTP://WWW.DUR.AC.UK/
    Количество студентов: 17 320 Учебные отделения: антропологии; криминологии; социальной работы; социологии; спорта; археологии; биологии и биомедицины; химии; классической и древней истории; компьютерных наук; наук о Земле; стран Восточной Азии; образования; экономики; инженерии; английской культуры; географии; государственного управления и международных отношений; истории; права; математических наук; современных языков и культур; музыки; философии; физики; психологии; теологии и религии; Институт стран Среднего Востока и исламской культуры; политики; Бизнес-школа; Школа здоровья; Школа прикладных общественных наук

    University of Warwick
    COVENTRY CV4 7AL, UK http://WWW.WARWICK.ACUK/
    Количество студентов: 30 380 Факультеты: искусства; медицины; естественных наук; общественных наук. Отделения: классики и древней истории; сравнительного исследования американских стран; английского и сравнительного литературоведения; кинематографии и телевидения; французской культуры; немецкой культуры; истории; истории искусства; итальянской культуры; театрального мастерства; Школа медицины; Исследовательский институт клинической медицины; Институт клинической подготовки; биологических наук; химии; компьютерных наук; инженерии; математики; физики; психологии; статистики; Институт гуманитарных ресурсов; экономики; образования; преподавания английского языка; здоровья и социальной работы; права; философии; политики и международных отношений; социологии; Бизнес-школа

    I Imperial College London
    LONDON SW7 2AZ, UK HTTP://WWW.IMPERIAL.AC. U К/ Количество студентов: 12 665 Факультеты: инженерный, естественных наук, медицины.
    Отделения: аэронавтики; биоинженерии; химической инженерии и химической технологии; гражданской и экологической инженерии; компьютерных наук; наук о Земле; электрической и электронной инженерии; материаловедения; машиноведения; биологии; молекулярной биологии; химии; истории науки, технологии и медицины; математики; физики; лечебного дела; клинических наук; эпидемиологии, общественного здравоохранения и первой помощи; исследовательских наук в медицине; неврологии и психического здоровья; хирургии, онкологии, репродуктивной биологии и анестезии; Институт математических наук; Центр экологической политики; Институт ревматологии им. Кеннеди; Национальный институт сердца и легких; Бизнес-школа; Школа инженерно-физических наук; Школа медицины и наук о жизнедеятельности; Институт биомедицинской инженерии

    University of Edinburgh
    OLD COLLEGE, SOUTH BRIDGE, EDINBURGH,
    EH8 9YL, UK
    HTTP: //WWW. ED.AC. U К
    Количество студентов: 23 715
    Учебные колледжи: гуманитарных и общественных наук; медицины и ветеринарии, наук и инженерного дела. Научные школы: искусства, культуры и окружающей среды; богословия; здоровья и общественных наук; истории и классики; права; литературы, языков и культуры; управления и экономики; философии, психологии и лингвистики; общественных и политических наук; образования; биомедицины; клинических наук и здоровья населения; молекулярной и клинической медицины; ветеринарных наук; биологических наук; химии; геологических наук; инженерного дела и электроники; информатики; математики; физики

    University of St Andrews
    ST ANDREWS, FIFE KY16 9AJ, SCOTLAND
    HTTP://WWW.ST-AN D R EWS.AC. U К
    Количество студентов: 8645 Факультеты: искусства, теологии, медицины, наук.
    Академические школы: медицины; биологии (биохимия, бимолекулярные науки, экология и охрана окружающей среды, неврология, психология, зоология); химии; классики (древняя история, археология, классические науки; греческий, латынь); компьютерных наук; теологии (библейские науки, иудейство, Новый завет, богословские науки); экономики и финансов; английской культуры; Центр преподавания английского языка и вечернего обучения; географии и геологии; истории (история Среднего Востока, средневековая история, современная история, история Шотландии); международных связей; управления; математики и статистики; современных языков (французский, немецкий, итальянский, русский, испанский); философии, антропологии и киноведения (логика и философия науки, социальная ан- тропология, киноведение); физики и астрономии; психологии

    University College London
    GOWER STREET , LONDON, WC1E 6ВТ, UK HTTP://WWW.UCL.AC.UK
    Количество студентов: 21 620 Факультеты: искусства и гуманитарных наук; строительства и архитектуры; биомедицины; инженерных наук; права; наук о жизни; математических и физических наук; общественных и исторических наук. Отделения: сравнительной литературы; немецкого; английского языка и литературы; французского; немецкого; греческого и латинского; еврейского; итальянского; философии; скандинавских стран; изобразительного искусства: библиотечно-архивного дела; испанского и Латинской Америки; архитектуры; строительного менеджмента; институт детского здоровья; эпидемиологии и здоровья населения; иммунологии и молекулярной патологии; медицины; психического здоровья; ядерной медицины; неврологии; онкологии; биохимической инженерии; химической инженерии; гражданской инженерии; компьютерных наук;электронной и электрической инженерии; машинной инженерии; медицинской физики и биоинженерии; права; анатомии и биологии; биохимии и молекулярной биологии; физиологии; психологии; фармакологии; химии; геологических наук; экономики, менеджмента; математики; физики и астрономии; антропологии; истории; истории искусства; биоматериалов; стоматологии; биомедицинской информатики

    Loughborough University
    LEICESTERSHIRE, UK, LE11 3TU HTTP://WWW.LBORO.AC.UK/
    Количество студентов: 17 825 Факультеты: инженерный; научный; общественных и гуманитарных наук. Отделения: аэронавтики и автомобильной инженерии; химической инженерии; гражданской и строительной инженерии; системной инженерии; электронной и электрической инженерии; химических наук; компьютерных наук; гуманитарных наук; информационных наук; математических наук; физики; дизайна и технологии; экономики; английского и драмы; политики, международных отношений и европейских наук; географии; общественных наук; педагогики; Школа физкультуры и спорта; Школа искусства и дизайна; Школа механики и промышленной инженерии; Институт технологии полимеров и разработки новых материалов; Бизнес-школа

    City University, London
    NORTHAMPTON SQUARE, LONDON, EC1V OHB, UK
    WWW.CITY.ACUK
    Количество студентов: 23 680 Школы и академические отделения: Школа искусства с отделением журналистики; Бизнес-школа; Школа инженерных и математических наук; Школа прикладных медицинских наук; Школа акушерства и сестринского дела Св. Бартоломея; Школа информатики; Школа права; Школа общественных наук




    ВЕДУЩИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ ШВЕЙЦАРИИ

    EPFL — Federal Institute of Technology Lausanne
    1015 LAUSANNE, SWITZERLAND; WWW.EPFL.CH
    Количество студентов: 6493 (39,8% иностранцев)
    Факультеты: электрической и электронной техники; машиностроения; материаловедения; микропроцессорной техники; охраны окружающей среды, гражданского строительства и архитектуры; информатики и коммуникационных систем; химии и химического машиностроения, математики, физики; наук и технологий жизнеобеспечения; управления технологиями

    ETHZ — Federal Institute of Technology Zurich
    RAMISTRASSE 101, 8092 ZURICH, SWITZERLAND; WWW.ETHZ.CH
    Количество студентов: 12 388
    (21,7% иностранцев)
    Факультеты: машиноведения; естественных наук и математики; архитектуры и строительства; системно ориентированных наук; других наук и спорта

    University of Bern
    HOCHSCHULSTRASSE 4, 3012 BERN, SWITZERLAND; WWW.UNIBE.CH
    Количество студентов: 13 274 (8,4% иностранцев) Факультеты: искусства; общественных наук; экономики и социологии; естественных наук; медицины; права; педагогический; ветеринарии;теологии

    University of Geneva
    RUE DU GENERAL-DUFOUR 24, 1211 GENEVE 4, SWITZERLAND
    Количество студентов: 14 652
    (37,9% иностранцев)
    Факультеты: экономики и социологии; искусства; психологии и педагогики; естественных наук; права; медицины; переводчиков; архитектуры; европейских исследований; протестантской теологии; Центр международных исследований

    University of Neuchatel
    AVENUE DU 1ER-MARS 26,
    2000 NEUCHATEL, SWITZERLAND;
    WWW.UNINE.CH
    Количество студентов: 3296 (23,5% иностранцев)
    Факультеты: литературы и общественных наук; естественных наук; экономики и социологии; права; теологии
    University of Fribourg
    AV.EUROPE 20, 1700 FRIBOURG, SWITZERLAND; WWW.UNIFR.CH
    Количество студентов: 9913 (17,9% иностранцев) Факультеты: литературы; экономики и социологии; права; естественных наук; теологии

    University of Zurich
    RAMISTRASSE 101, 8092 ZURICH, SWITZERLAND; WWW.UNIZH.CH
    Количество студентов: 23 395
    (13,5% иностранцев) Факультеты: литературы; права; экономики; медицины; математики и естественных наук; ветеринарии; теологии

    University of Basel
    PETERSPLATZ 1. 4003 BASEL, SWITZERLAND; WWW.UNIBAS.CH
    Количество студентов: 9222 (20,7% иностранцев)
    Факультеты: общественных и социальных наук; медицины; естественных наук; экономики; психологии; теологии

    University of Lausanne
    DORIGNY, 1015 LAUSANNE, SWITZERLAND; WWW.UNIL.CH
    Количество студентов: 10 231
    (20,7% иностранцев) Факультеты: общественных и политических наук; искусства; биологии и медицины; экономики и менеджмента; права; наук о Земле и окружающей среде; теологии




    Контакты На главную