Все статьи

  • Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка
  • Физическое воспитания детей
  • Оригами для детей и взрослых
  • Развитие пространственного воображения методом интеграции декоративно-прикладного искусства и оригами
  • Зачем родителям играть?
  • В ожидании первого звонка
  • Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада
  • Учите детей властвовать собой
  • Ваш ребенок. 2-3 года
  • Ваш ребенок. 3-4 года
  • Ваш ребенок. 4-5 лет
  • Ваш ребенок. 5-7 лет
  • Дети и мобильный телефон: инструкция по применению
  • Дети и карманные деньги
  • Учить ли ребенка верховой езде?
  • Что делать, если ваш ребенок не говорит?
  • От автора
  • Как формируется речь
  • Почему у ребенка речь формируется с задержкой?
  • Как помочь ребенку заговорить?
  • Пересказывая историю, дети не всегда понимают ее смысл!
  • Где лучше учиться
  • Как выбрать зарубежную школу?
  • Что читать детям?
  • Что выбрать, государственный, частный детский сад или няню?
  • Кто придумал детский сад?
  • Реклама


    Что делать, если ваш ребенок не говорит?

    Автор книги — Ольга Евгеньевна Грибова - кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой  коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

    Как работать с книгой
    Книга представляет собой описание алгоритма работы с детьми раннего возраста с задержкой темпов речевого развития или с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими лепетную речь.
    Если вы готовы опробовать предлагаемые нами приемы, вернитесь в начало раздела «Как помочь ребенку» и следуйте описанному алгоритму. Отдельные этапы пропускать нельзя. Возможно, что ваш ребенок талантлив и с некоторым материалом справляется достаточно легко. В таком случае можно несколько сократить время на отдельные этапы.
    Если положительные изменения есть, но они требуют значительного времени, наберитесь терпения, не форсируйте события. Вашему ребенку требуется больше времени и вашего внимания. Посоветуйтесь со специалистом.
    Запомните/ Количество и последовательность этапов нарушать нельзя!
    Если никаких положительных изменений в развитии вашего ребенка вы не отмечаете, срочно обратитесь к специалистам за консультацией. Возможно, вашему ребенку предложат посещать специализированные группы, потому что у него проблемы, о которых вы не подозревали. Помогите своему ребенку!
    Успехов вам и вашим детям!

    Содержание
    От автора
    Как формируется речь
    Почему у ребенка речь формируется с задержкой?
    Как помочь ребенку заговорить?

    Родителям от автора
    Эта книга адресована, прежде всего.
    родителям, имеющим детей
    в возрасте 2-3 лет с проблемами развития
    речи при нормальном физическом слухе и нормальном развитии двигательной сферы.
    В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агукянье, первые лепет-ные слова. Но вдруг родители начинают замечать что-то неладное. Сверстники ребенка начали говорить словами и фразами, а ват малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что делать? Конечно, не слушать советов доб1>охотов подонщать, пока само собой наладится. Нет! Нужно посоветоваться со специалистом. Логопед расскажет вам, что нужно делать, как заниматься с вашей крохой. А если в вашем городе или районе нет специалиста, что делать тогда? Тогда мы попробуем помочь вам и вашему ребенку. Прочитайте эту книгу и попробуйте следовать нашим советам.
    Переходить на следующий этап можно только после того, как освоен материал предыдущего.

    Книга не заменит консультации и занятий
    со специалистом. Диагноз не приговор,
    диагноз успешный старт на пути
    к воспитанию полноценной речи.

    Воспитателям от автора
    В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. В то же время в России отмечается недостаток подготовленных специалистов — логопедов. Как же быть детям, которым недоступна логопедическая помощь?
    Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи — от 1 года до 5 лет. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
    Давайте попробуем помочь ребенку вместе.
    В данном пособии описывается система работы с детьми, у которых отмечается задержка темпов речевого развития функционального или органического характера, вызванная различными факторами.
    Задержка темпов речевого развития функционального характера, как правило, обусловлена неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребенка. Устранение причины, вызывающей отклонения в развитии ребенка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте. Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых отклонений в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов или с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать желательные поведенческие проявления и «затормаживать» нежелательные. Что делать, если ваш ребенок не говорит?Родители не должны пытаться подменить специалиста, дублировать его занятия. У родителей достаточно специфических «родительских» средств воздействия на ребенка, которые эффективны, если применять их осознанно, в нужное время и на нужном этапе.
    Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостатками функционирования или строения речевого аппарата. Преодоление их требует специально организованной коррекционной работы. Но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной.
    Словарь  для  справок
    Коррекция — исправление, например, коррекция речевых дефектов, коррекция зрения и др.
    Ранняя коррекция — система педагогических мероприятий по нормализации психического и физического развития ребенка, проводимая в период раннего детства (до 3 лет).
    Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер.
    В предлагаемой вашему вниманию работе представлен первый этап формирования речевой деятельности у детей, имеющих лепетную речь.
    Для каких категорий детей можно применять предлагаемые методы?
    Это дети раннего возраста (от рождения до трех лет).
    Это дети после 3 лет, имеющие грубое речевое недоразвитие, которых иногда называют «безречевые дети». Данный термин не совсем корректен, поскольку дети, относящиеся к данной группе, могут использовать некоторый ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания* вокализации, мимику, жесты. Некоторые из них довольно активно вступают в контакт, другие замкнуты, стеснительны, стараются уходить от общения, третьи демонстрируют выраженный речевой и поведенческий негативизм с элементами агрессивного поведения, т.е. отказываются от речевого и неречевого общения, демонстрируя свое неприятие ситуации, выражая протест иногда даже с помощью кулаков.
    Словарь  для  справок
    Лепетные слова — слова, состоящие иа одного—трех одинаковых слогов, например: баба, па (палка), ляля (кукла) и т.п. Употребление лепетных слов характерно для детей первого года жизни (см. табл. на с. 13)
    Звукоподражания — слова, построенные на основе подражания природному звучанию предмета, например, мяу (кошка), пи-пи (мышка), би-би (машина) и др. Подобные звукоподражания характерны для речи детей на начальных этапах становления речи (примерно до 1,5-2 лет).
    Вокализации — протяжное произнесение гласных звуков или мычание с различной интонацией. В норме развития используется только в младенческом возрасте (до  1 года).
    Что делать, если ваш ребенок не говорит?
    В любом случае эти дети характеризуются следующим образом: «Все понимает, но не говорит».
    В предлагаемой методике мы следуем онтогенетическому принципу. Развитие речи подчиняется универсальным законам и проходит определенные этапы в жесткой последовательности. Следовательно, при организации коррекционной работы необходимо смоделировать эти этапы и скорригировать несфор-мированные механизмы, определяющие развитие речи ребенка на каждом из этих этапов.
    Обратите внимание на значок Щ? , который указывает на
    переход от одного этапа работы к другому.
    Предлагаемые методы формирования речевой деятельности не приложимы к коррекции речи детей с нарушением слуха и детским церебральным параличом. Для детей этих групп предлагаемую систему работы необходимо модифицировать адекватно возможностям детей.
    Логопедам от автора
    Уважаемые коллеги!
    Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы, которые как бы повторяют ход формирования речи в норме:
    I этап — развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование имитативных способностей;
    II этап — расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;
    III этап — развитие диалогической и монологической форм речи.
    Что делать, если ваш ребенок не говорит?
    В соответствии с онтогенетическим принципом эти этапы находятся в иерархической структуре. Они реализуются последовательно. Однако на каждом из этих этапов одновременно решается целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных на каждом из этапов. Остальные рассматриваются в виде текущих.
    Основные задачи
    1.    Формирование навыка понимания речи.
    2.    Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе, знакомство с новыми словами, овладение способами употребления новой лексики.
    3.    Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение новыми грамматическими формами и конструкциями, исследование их в самостоятельной речи.
    4.    Формирование навыка связной диалогической и монологической речи.
    5.    Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений).
    6.    Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.
    Эти задачи решаются с помощью специально организованных упражнений в процессе предметно-практической, игровой или учебной деятельности дошкольников под руководством логопеда (при его наличии).
    Этапы не образуют четких границ, они пересекаются и имеют области наложения друг на друга.
    При системных недоразвитиях речи различного генеза кор-рекционная работа начинается с I этапа независимо от возраста ребенка. Его продолжительность определяется индивидуальными особенностями ребенка, в частности, тяжестью неврологической симптоматики, временем начала коррекции. Наиболее благоприятна ранняя коррекция. Организация работы в сензитивный период позволяет скорригировать отставание в темпах развития речи и предупредить появление вторичных отклонений в психическом развитии ребенка. При проведении коррекционных занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется работе по формированию имитативных способностей и мотивационной основы речевой деятельности, что способствует преодолению речевого и поведенческого негативизма и развитию положительных черт личности.
    Предлагаемая в данной книге методика работы рассчитана прежде всего на детей раннего возраста, у которых отмечается задержка темпов речевого развития. Кроме того, она может быть использована при организации работы на первом этапе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР или другими видами системных нарушений речи вторичного гене-за, у которых отмечаются начатки лепетной речи.
    Методика не рассчитана на коррекцию речевого развития детей с рядом специфических форм патологии: с нарушением слуха, ДЦП, аутизмом.



    Контакты На главную